Автор: Павел Собирай психолог, преподаватель сальсы и танго
Вопрос выбора танцевального направления очень актуален. Первое соприкосновение любого, кто хочет научиться танцевать, начинается с удивления, откуда столько танцев. Неужели есть те, кто во всём этом разбирается и может танцевать всё. Зачем вообще нужно такое разнообразие, разве не более логично и удобно танцевать просто под ту музыку, которая звучит здесь и сейчас.
Не менее интересно, как в принципе появляются новые направления, и какие танцы самые современные, а какие актуальны всегда. Попробуем разобраться с дилеммой выбора, с чего начать, и в каком направлении двигаться.
Базовые танцевальные направления
Отправных точек для всего разнообразия танцевальных стилей, на самом деле, не очень много. Часть из них на слуху, часть — незаслуженно в тени, а есть те, относительно которых существует масса заблуждений. Общий смысл этих направлений заключается в том, что они включают в себя огромное разнообразие хореографии, фигуропостроения, механики тела и массу идей работы с телом. Фактически это ингредиенты для любого танца.
Самыми значимыми являются такие направления, как классическая хореография (балет), современная хореография (контемпорари), хип-хоп и народная хореография. Есть менее глобальные, но не менее уникальные подходы к танцу, но они незначительно влияют на новые танцевальные стили. Вышеуказанные танцевальные направления в той или иной степени присутствуют в каждом танце, который преподают в современных школах танца.
Устоявшиеся танцевальные направления
Фантазия хореографов и танцоров начинает усиленно работать, когда появляется главный повод для танца — музыка. Каждое новое музыкальное направление запускает тела в новые траектории. Так как на новую музыку любая хореография ложится иначе, чем в предыдущую, то возникают новые акценты и отдельные частные истории.
Танец хаус не мог бы возникнуть без музыки хауса или, например, кизомба без музыки кизомбы. Привычные фигуры с непривычными амплитудами задают настрой, от которого начинают получать удовольствие массы людей. Обычно это более простые техники танца на первоначальном этапе. Но чем больше танцоров начинают погружаться в стиль, тем более изощренной и разнообразной становится хореография и стилистика танца. А откуда брать новые идеи? Конечно же, из базовых стилей.
Устойчивые танцевальные направления обычно существуют десятки лет с высоким уровнем популярности. Важно не перепутать с теми стилями, которым приписывают древнюю историю, но по факту их популярности пару лет. Об этих танцевальных направлениях поговорим позже.
Жанры танцев
Контекст существенно влияет на формирование танцевального стиля и, соответственно, на его популярность. Существуют три основные сферы применения танцев: сцена, соревнования и дискотека. В разных танцевальных сферах соревнования могут проходить как по глубоко математической системе скейтинг, так и по формату баттла с простым указанием рукой. Но в обоих случаях это соревнование.
Также существенно влияет на жанр количество танцующих. Сценические танцы могут быть массовыми или сольными. Большинство парных танцев парны, но могут быть и варианты, как, например, в руэде, которую танцуют несколько пар.
От жанров зависит и аудитория. Детям и подросткам интереснее массовые, соревновательные, сольные стили, а взрослым — парные, дискотечные, эксклюзивные. В связи с этим, в сальсе много людей в возрасте от 25 до 40 лет, а в бальных танцах — до 20.
Коммерческие танцевальные направления
Многие даже очень популярные танцевальные направления имеют не только конкретных авторов, но и ограничения по правам использования. В одних случаях это помогает создавать огромные бизнес-структуры, в других же убивает набравшие популярность танцы. Но во всех случаях такие авторские танцы являются очень вторичными и неоригинальными, как относительно базовых, так и относительно устоявшихся стилей.
Примером со знаком плюс в коммерческом плане, но со знаком минус в оригинальности, является зумба. Профессиональные танцоры не всегда относят этот гибрид из фитнеса к танцевальной сфере, тем не менее он позиционируется именно как танец.
Интересная история случилась также с танцем тектоник, который оказался торговой маркой голландского ночного клуба для геев. Даже переименование стиля в electro dance не помогло ему остаться на плаву, и он фактически совсем исчез из расписания танцевальных школ.
Похожая судьба у сальсы. Это был полностью коммерческий продукт Эдди Торреса, который в эру популярности видеомагнитофонов захватил сначала США, а потом и весь мир. Со временем танцевальное направление настолько размылось, что уже никто не помнит что к чему. К счастью, танец оказался не запатентован.
Как создать танцевальное направление
В основе танцевального направления всегда лежит музыка, желательно популярная либо набирающая популярность. Также важна стилистика, которая будет отображать самоощущение потенциальной аудитории. Как уже анализировалось выше, — если танец для взрослых, то меньше соревновательности, больше импровизации и сексуальности. Для подростков важно, чтобы музыка была модной.
Не менее значима для танцевального направления необходимость подобрать оригинальное название, которое будет работать по всем канонам нейминга: легкое, запоминающееся и благозвучное. Часть хореографии и техники можно взять из базовых танцевальных стилей. Конечно, предварительно надо задрапировать всё до неузнаваемости и предлагать всем попробовать новый танцевальный стиль.
Самое эффективное обучение танцам всегда строится от корней к веткам. Маловероятно, что овладение бачатой сделает из вас профессионального танцора, способного стоять в одном ряду с танцором джаза или модерна. А вот наоборот это работает. Танцор-народник может овладеть танцем, где есть любые этнические корни.
Если же терпения на классическую хореографию не хватает, и цель — научиться танцевать что-то модное и современное, учите именно это танцевальное направления, но постарайтесь уделять больше внимания тому, на каких основах строится танец. Ведь мода меняется, а базовые навыки всегда могут пригодится в том танце, которые будет популярен завтра.