Автор: Павел Собирай психолог, преподаватель сальсы и танго
Желание научиться танцевать — естественное и закономерное в современном мире. Перечислять причины можно, начиная с очевидных и популярных прагматических желаний, например, начать двигаться или похудеть, заканчивая неосознаваемыми и даже экзистенциальными.
Это связано с тем, что танцы находятся на тонком пересечении внутреннего и внешнего мира, физического и духовного. Сверх этого музыка становится драйвером, который никого не может оставить равнодушным.
В танцах происходит магия внутри человека, которая не всегда заметна при наблюдении со стороны. На первоначальном этапе именно внешняя картинка привлекает в танцы, а иногда отталкивает, так как кажется слишком легкомысленной и поверхностной.
Но есть ещё более сильные препятствия, которые останавливают многих от начала занятий танцами. Эти иллюзии и заблуждения бродят в умах большинства, и часто о них боятся спросить напрямую, либо задают вопрос об этом так часто, что уже не готовы услышать честный прямой ответ. Попробую сделать это в данной статье.
Заблуждение 1: мне уже поздно начинать танцевать
Есть множество примеров, когда преподаватели современных танцевальных направлений делятся мыслями о том, что не ожидали оказаться в танцевальной индустрии. Жил-был человек и занимался взрослыми, серьёзными делами. Иногда даже очень серьёзными. У человека могли быть дети и даже внуки. Танцы видел только на сцене или по телевизору. По непонятным для себя причинам оказался в танцах. Поначалу всё казалось развлечением и полезным времяпрепровождением. Но прошло время, и ловит человек себя на мысли, что о танцах думает не то, что каждый день, а реально постоянно. Проходит пару лет, и он уже становится преподавателем или организатором какого-нибудь мероприятия.
Подобный путь может начаться и в 15, и в 55 лет. Разница лишь будет в самоощущении стартового этапа, что танцевать уже поздно. На самом деле, для каждого возраста существует своё танцевальное направление, которое в наибольшей степени может раскрыть его на данном этапе. Хип-хоп или брейкинг ближе детям и подросткам, а аргентинское танго — для взрослых. Начинать танцевать никогда не поздно. Надо сделать правильный выбор танцевального стиля на основе нескольких параметров: возраст, пол, музыка, цель. Для любой компоновки танцевальное направление найдётся.
Заблуждение 2: мужчины не танцуют
Наша культура имеет ряд ограничений, связанных с танцами. Большинство этих причин психологические и лежат вне сферы рациональных рассуждений.
Во-первых, в нашей культуре в принципе танцы ради удовольствия или самовыражения появились относительно недавно. 20−30 лет назад танцевальные кружки были только для детей. Начать заниматься танцами даже в подростковом возрасте считалось экзотикой.
Во-вторых, эстетика тела в нашей стране для мужчин не в фокусе внимания. Сюда можно в целом отнести то, что российские мужчины стараются сильно не привлекать внимания к своей внешности и одежде. Мужчины в нашей стране используют для этого другие инструменты.
В-третьих, танцы ассоциируются с развлечениями и с алкоголем. Если мужчина ощущает себя серьёзным и респектабельным, то на это у него либо нет времени, либо желания.
В настоящее время общий культурный фон сменился и результатом является то, что мужчины учатся танцевать. Это становится таким же признаком мужественности, как и одежда, причёска или борода.
К сожалению, многие заблуждения остаются даже у тех, кто уже начал заниматься танцами. Не всегда преподаватели танцев обращают на это внимание, так как им кажется, это само собой разумеющимся.
Заблуждение 3: нужна специальная подготовка
Для стороннего наблюдателя постоянно существует когнитивный диссонанс того, что же такое танцы. То, что он видит на большой сцене в виде шоу с размашистыми движениями и шпагатами, очевидно, танцы. Брейкеры, делающие невообразимые элементы в воздухе и на руках, соревнующиеся друг с другом, тоже вроде бы танцы. Пенсионеры в парке кружатся в вальсе. Опять танцы, но почему-то все такие разные. Как понять, что это танец, и какие физические критерии в теле должны быть.
На деле к танцу можно отнести любое самовыражение через тело под музыку. Есть ряд оговорок, но они не являются существенными. Для самовыражения человек использует тот набор пластики, который у него имеется. Тонкость и техника не зависят от крайних способов самовыражения и часто бывает, что шпагаты и сальто мешают содержательному танцу. Развитие пластики и расширение возможностей тела являются частью подготовки танцора, но не самоцелью.
Заблуждение 4: необходимо учиться танцевать в паре
В парных танцах финальным результатом обучения является то, что пара танцует на вечеринке. Казалось бы, и тренироваться надо всегда вместе, чтобы получить нужный результат. Это не так. Давайте возьмём пример из бокса. Показателем умения боксёра является бой с оппонентом, но это не обозначает, что он постоянно должен драться. Также и умение танцевать строится на владении собственным телом и умением вступать во взаимодействие.
Мастерством преподавателя является правильный подбор методик, чтобы обучающийся овладел навыком. На основании навыка можно заниматься творчеством и самовыражением в танце. Не все знают, но не случайно почти все танцоры social dance обладают серьёзным танцевальным бэкграундом, который основывается на проработке индивидуальной техники.
То же можно отнести к взаимодействию в паре. Умение разделять в себе того, кто ведёт и того, кто следует за ведением, невозможно в рамках изучения последовательности движений в паре. Для этого есть специальные упражнения, которые делают умение более универсальным. Для этого наличие постоянной пары необязательно, также как и вообще регулярное наличие напарника.
ВАЖНО! На вечеринке нельзя экспериментировать, и там всё должно быть на своих местах: мужчины танцуют с женщинами.
Избавление от иллюзий — сложный внутренний процесс. Если оставить их при себе, то можно получить даже прямо противоположный результат.
Заблуждение 5: пластика и растяжка — обязательные атрибуты танца
Многое зависит от того жанра танца, который вы хотите освоить. В предыдущих статьях я уже упоминал о том, что разные танцевальные направления подходят разному возрасту. Танцевать хип-хоп уместно в подростковом или юношеском возрасте, аргентинское танго более взрослый танец, в классическую хореографию актуально заходить в юном возрасте.
Также соотносится степень необходимой пластики и сензитивности к танцевальному направлению. Например, в брейкинге требуются большие физические усилия и ловкость. Элементы строятся на акробатике и большой скорости исполнения. Кому они больше подходят? Очевидно, что молодым людям.
В сальсе много взаимодействия в паре. Надо тонко чувствовать партнёра, уметь показать разнообразие фигур и элементов. Шпагат или акробатика здесь совсем неуместны. Тем не менее требуются разнообразные способы показать себя. Соответственно, танец молодежный, но уже совсем не детский.
Чем взрослее танец, тем меньше требуется растяжка или акробатика. Основной упор идёт на качестве техники, разнообразии идей и умении показать пластику.
Заблуждение 6: для обучения необходимы зеркала
Есть набор инструментов, которыми пользуются танцоры, чтобы научиться танцевать. Дело в том, что танцору необходимо получать обратную связь того, как выглядит его движения со стороны. Невозможно одновременно танцевать и видеть себя со стороны. Самым распространенным инструментом является зеркало. Но не единственным.
Как и любой вспомогательный инструмент зеркала имеют положительный и отрицательный эффект. К положительным относится то, что в них можно получать обратную связь в режиме реального времени и технически это не очень сложно. Минусом может стать зависимость от зеркал. Ситуация, когда танцор не может поймать ощущение танца, например, на сцене или вечеринке. Для этих целей можно использовать в том числе видеосъёмку или правильную подготовку.
Во многим странах Латинской Америки залы для обучения танцам не оборудованы зеркалами. Занятия проходят в барах или больших холлах. У танцоров изначально формируются навык ориентации на внутреннее ощущение, а не привычка искать глазами своё отражение в зеркале.
Заблуждение 7: в танцах много непристойного
Частый вопрос от начинающих танцоров, которые делают первые шаги в более контактных парных танцах, — «чтобы танцевать круто, должна быть страсть внутри пары?». Сразу отвечаю, что нет, не обязательно. Кизомба, бачата и аргентинское танго привлекают многих своим близким контактом. Как и любой другой контакт в нашей обыденной жизни, в танцах контакт может быть разным. Мы обнимаем друзей, родителей, детей. Эти объятия могут носить много разных оттенков. Сексуальный подтекст — один из многих.
Культура танца включает в себя также границы допустимого. Комплимент воспитанного человека отличается от высказывания о женской сексуальности со стороны гопника. Обычно те, кто обучается в школе танца уже обладает представлением о том, за какие границы нельзя заходить. Хороший танец с технической точки зрения никогда не будет выглядеть вульгарным или пошлым. У танцоров всегда остаётся выбор о границах контакта. Большинство предпочитают оставлять хорошее впечатление о себе, так как в танцевальном мире слухи распространяются также быстро.
Заблуждение 8: лучшие танцоры — носители культуры
Даже сам вопрос происхождения того или иного танца бывает парадоксальным и неоднозначным, тем более, когда речь заходит о его развитии и исполнении.
Например, венский вальс появился не в Вене, а в Германии. Сальса имеет основные корни в США, а не на Кубе. Известный народный греческий танец сиртаки был придуман для фильма «Грек Зорба» и появился лишь в 1964 г.
Тоже самое можно отнести к развитию современных танцевальных направлений. Корея известна своими танцорами брейкинга, которые лидируют в мире. В Турцию ездят за аргентинским танго, Испания сильна отличными танцорами сальсы и бачаты, в Египте россиянки считаются лучшими исполнителями belly-dance.
В основе хорошего танца лежит качественная подготовка и трудолюбие. Цвет кожи, место рождения и возраст второстепенны. Экзотическая внешность, к сожалению, часто бывает поводом более поверхностно относиться к собственному профессиональному развитию. Это становится причиной невысокого уровня преподавания среди носителей культуры. Уверен, что немногие читатели данного поста готовы будут за пределами России проводить мастер-класс по русскому народному танцу.
Мастерство владения и преподавания того или иного стиля никак не зависит от родины танцора. И «они впитали танец с молоком матери» — не более, чем распространенное заблуждение.
Заблуждение 9: чтобы научиться танцевать, надо знать много движений
Концентрация на том, что нужно заучить много движений, часто отвлекает от самой сути танца. Конечно, последовательность фигур важна. Особенно на старте. Со временем же у танцора должно появиться понимание того, как движения можно генерировать самостоятельно. Соответственно, вместо того, чтобы запоминать миллионы фигур, можно понять как их создавать.
Из каждой системы импровизации, которую танцор может использовать как инструмент, выводится десятки, сотни или тысячи вариаций. Это освобождает голову от попыток воспроизвести точную последовательность и однозначно добавляет свободы в исполнении танца.
К этому же вопросу можно отнести огромную тему музыкальности. Не каждая заранее придуманная или выученная последовательность подойдет к конкретной музыке. Танец должен давать свободу, а не загонять танцора в панцирь связок.
Заблуждение 10: танцы гомосексуальны
Непривычно большое внимание к телу и флёр от рассказов о профессиональном балете привёл к распространению в том числе этого мифа. К сожалению, такое представление существуют ещё в голове наших сограждан.
Танцевальная индустрия сейчас очень широкая и представлена многими танцевальными направлениями. Некоторые из них можно даже назвать гомофобными. Танцы отражают общее отношение к миру и оно разное в зависимости от жизненной позиции и мировоззрения человека.
Во многих танцах есть контакт между танцорами. В России танцевальный контакт между мужчинами всегда воспринимался очень напряжённо. В большинстве других стран это иначе. Примером того, что данное напряжение связано только с танцевальной тематикой и не распространяется на другие сферы, является, например, борьба. При отработке приёмов мужчины находятся в куда более тесном контакте друг с другом. Иногда лёжа на полу и сильно прижимая друг друга. Исторические корни греко-римской борьбы тоже неоднозначны с сексуальной точки зрения. Но у нас они в отличие от танца воспринимаются как приемлемый и брутальный.
Танец, как и культура речи, делают современного человека более успешным и уверенным в себе. Умение владеть своим телом, настраиваться на другого человека и навык быть эстетичным в пластике движения — ценно в современном мире. Если сюда еще прибавить удовольствие от процесса и доступность танца как такового, то возможности этой деятельности сложно переоценить.
Грустно, когда заинтересованных людей останавливают предубеждения и мифы, которые не имеют к танцам никакого отношения. Свобода в движениях тела начинается со свободы мысли и готовности меняться.
Надеюсь, что данный обзор поможет иначе взглянуть на танцевальную культуру тем, кто ещё сомневается в том, стоит ли начать заниматься танцами.