Мамита. Учим хорошо танцевать.
танцы
Самоуничтожение сообщества парных танцев
Автор: Павел Собирай
психолог, преподаватель сальсы и танго
Околотанцевальный пост про индустрию парных танцев. В первую очередь адресован тем, кто переживает за развитие танцевального сообщества, независимо от статуса и заслуг. Даже тот, кто сегодня только делает первые шаги в сальсе или аргентинском танго, завтра может быть новым идейным вдохновителем или ярким преподавателем. Поэтому не надо думать, что текст для руководителей школ или топовых преподавателей. Немного дров в затухающий костёр тусовки.

Почему я решил, что костёр затухает, ведь вокруг много вечеринок, школ и прекрасных преподавателей? Несколько объективных критериев: количество новых значимых лиц в тусовке, отсутствие принципиально новых векторов развития сообщества и еще один интересный критерий — количество содержательных постов на профильных ресурсах. Сообщество стагнирует и медленно затухает.

Травоядные и хищники

Даже беглый взгляд на любую тусовку парных танцев, начиная от бальных танцев, заканчивая хастлом и сальсой, вызывает уныние. Посторонних людей давно не впечатляет то, что происходит на танцполе. Вялые затанцованные движения от высокомерных танцоров парных танцев никому неинтересны. Главное впечатление людей, которые смотрят летом на танцоров хастла и сальсы в парке им. Горького — как их много, и как интересно они копошатся внизу.

Так было не всегда. Травоядная тусовка сегодняшнего дня в своём большинстве не застало время хищников, когда в сообществе за лидерство нужно было бороться. Те времена, когда на любой вечеринке ты мог увидеть то, чего никогда не видел от абсолютно незнакомых тебе людей. Те дискотеки, где танцевали на разрыв, получая нереальное удовольствие от того, что производишь впечатление на тех, кто видит тебя впервые. Тот момент развития сообщества, когда доказывать своё право быть преподавателем нужно было на танцполе.
Открытость сообщества
Основная цель любого сообщества — генерировать самого себя. Чем больше людей разделяют не столько твоё хобби, сколько твою систему мировоззрения на отдельную сферу жизни, тем искреннее становится связь между людьми. В сообществе важно чувствовать равноправие и открытость тому, что цепляет до глубины души не только тебя, но и того, кто рядом.

В настоящее время вовлечение новых людей стало задачей танцевальных школ, которые превратили этот процесс в картонную имитацию реальной жизни. Любой живой человек всегда будет ощущать неестественность ситуации, когда вместо танца его учат движениям, вместо общения он получает скидки и мероприятия, вместо сальсатеки — альфонсов и неадекватных танцоров.
Самолюбование существующего сообщества исключает из системы координат зрителя со стороны. Это один из основных критериев «звёздной болезни», которым после бальных танцев заразилась тусовка хастла, сальсы и аргентинского танго.
Главные страхи тусовки: всё новое и всё честное
Интересный факт заключается в том, что примерно одинаково объясняют прохладное отношение со стороны зрителей танцор сальсы, который изображает кубинскую румбу, танцор аргентинского танго, который вкушает ритмы Di Sarli, танцор бальных танцев, который гримасничает в танце. Дело в том, что сторонний наблюдатель ничего не понимает в наших танцах. Это для избранных и продвинутых танцоров. Окей. Договорились. Я продвинутый танцор. Но меня это тоже не впечатляет.

Надо честно взглянуть в метафизическое зеркало и признаться, что высасывание любых изысков на пустом месте ведёт к изоляции и игнорированию. По факту это самый простой путь — строить из себя умника и ковыряться в прошлом. Будущее любого сообщества — поиск нового, неизведанного и вдохновляющего. Поиск того, что будет зажигать собственное сердце и производить такое же впечатление на тех, кто оказался рядом.
Мифы сообщества
Лидеры мнений автоматически транслируют в массы то, что когда-то услышали или прочитали от более опытных коллег. Легенды, что можно придти на вечеринку и потанцевать с любым партнёром или партнёршей. Мифы, что парные танцы — это сплошная импровизация и возможность творить. Нечто совсем запредельное — от танцев можно получать удовольствие. Список можно продолжить.

Интересно, как давно вы реально пробовали соотнести это с реальностью, которую сами создаёте вокруг? Ведь это всё неправда. Ценности, на которых строилось сообщество, когда оно росло, были разменяны на сопутствующие выгоды. Зачем заниматься воспитанием сообщества, если можно просто рассказывать сказки про прекрасный мир бачаты или аргентинского танго. Те, кто выживет после первой милонги или сальсатеки, пусть познаёт реальный мир. А остальных не жалко — сказок хватит на всех.
Социальная составляющая парных танцев, в том числе бальных танцев тоже, заключалась в расширении свободы телесного самовыражения. В настоящее время это превратилось в прокрустово ложе для всех любителей танцев.
Перспективы или их отсутствие?
Общий тренд последних лет — стабильное падение спроса и интереса к парным танцам. Как бы ни хорохорились руководители школ и преподаватели, в кулуарах признаются почти все, — всё очень плохо. Скорее всего, так будет продолжаться.

У существующей парадигмы парных танцев нет никакого серьёзного будущего. Тренды исчерпаны, аудитория высосана, интереса со стороны нет, сообщество сильно маргинализировано. Конечно, сообщество не исчезнет совсем. Но наивно предполагать, что такого не может произойти. Вспомните, на какое время исчезали такие танцы, как линди-хоп или аргентинское танго. Всё имеет свой конец. Как только сальса или бачата превратятся в исторический танец, можно смело переворачивать страницу и возвращаться к этим танцам только на ретро-вечеринках.

Я не могу оставить читателя с ощущением безысходности. Лично я верю, что в сообществе есть люди, которым не безразличны мои опасения, созвучные многим. Новое направление развития должно быть связано с пониманием того, что происходит здесь и сейчас. Отправной точкой может стать ориентир и поиск нового вдохновения для любого из обсуждаемых здесь танцевальных сообществ: сальсы/бачаты, аргентинского танго или бальных танцев.

Ответственное отношение и честность актуальны как никогда. Надеюсь, что есть повод о чём задуматься.
Поделиться в соцсетях: