Мамита. Учим хорошо танцевать.
танцы
Уничтожение мифов
о ведении в парных танцах
Автор: Павел Собирай
психолог, преподаватель сальсы и танго
Даже далекие от танцевальной сферы люди с уверенностью скажут, что в парных танцах ведёт партнер. Сальса, бачата, аргентинское танго и любой другой парный танец строится на этом постулате.

Единогласно согласятся с этим и начинающие, и продвинутые танцоры. Даже большинство преподавателей скажут, что это очевидно.
Удивительное согласие. Даже подозрительное согласие. Ведь дело в том, что это совсем не так.

Здесь имеет место быть психологическая и логическая ловушки, в которые попадают даже те, кто выстраивает прямо противоположную стратегию.

Источники импульсов движения в парных танцах

В парных танцах мы имеем дело с тремя источниками, которые содержательно влияют на то, куда мы двигаемся и как мы двигаемся. Для обеих сторон компоненты выглядят следующим образом: музыка, партнер и партнерша.
Иные факторы являются константными и напрямую или косвенно связаны с этими элементами. Особенности помещения, время года, освещенность и прочие воздействующие факторы своей размерностью существенно не влияют непосредственно на динамику развития танца. С другой стороны, на танец оказывают влияние музыкальные акценты, настроение танцующих, развитие их отношений и прочее. Большой спектр быстро меняющихся параметров внутри озвученных выше компонентов.

Давайте попробуем расставить их по приоритетам.

Что или кого слушает партнерша в первую очередь?
Коварный вопрос, с которого обычно начинаю разговор на эту сложную тему. Те, кто чувствуют подвох, могут посомневаться и назвать музыку, но значительное большинство категорично уверенно — партнёрша слушает партнёра. Конечно, это не так.

В первую очередь партнёрше необходимо слушать музыку. Во-первых, музыка делает осмысленным то, что происходит с нами на танцполе. Попробуйте подвигаться без музыки (и без ритма). Достаточно странное действие. А если тоже самое будет делать сотня человек в ограниченном пространстве, то это превратится в трэш.

Музыка является самым объективным элементом системы. Именно она уравнивает партнёра и партнёршу, обозначает границы, смыслы и скорости.
Если партнёрша слушает в первую очередь партнёра (катастрофично, если только его), то это можно сравнить с тем, если бы партнёрша вела автомобиль с закрытыми глазами, а партнёр словами подсказывал, как и куда поворачивать.
Зачем партнёрше слушать себя, а не партнёра
После того, как партнёрша слушает музыку, она слушает себя. Что-о-о-о-о? Возмущению здесь обычно нет предела. «Нас так не учили», «всё не так» и т. п. Тем не менее хорошая партнёрша всегда танцует первым номером. То есть, всё внимание на неё. Партнёр сопровождает её и максимально эффектно представляет на танцполе. Если это не так, то танцевание партнёра становится немужественным и слабым. Но об этом позже.

Если партнёрша не слушает то, как отзывается музыка у неё внутри, то получается поверхностный механический танец. Красота танца складывается вокруг того, как вдохновлена партнёрша.

Неужели партнёр на последнем месте?
Причина того, что ментальная ловушка не даёт спокойно принять предложенные факты, заключается в том, что после того, как партнёрша слушает музыку и себя, партнёр может совсем выпасть за пределы внимания. Партнёр определяет границы и, соответственно, пространство танца для партнёрши. Вся свобода импровизации и вдохновения не должна выходить за эти пределы. Иногда эти границы бывают чёткими и жёсткими. Например, при исполнении узлов. А иногда свобода настолько велика, что партнёрша может сама инициировать то, куда она хочет двигаться. Так танцуют все великие. Присмотритесь внимательнее.
Проактивность продвинутых партнёрш не приводит к тому, что они ломают схемы импровизации партнёров. Наоборот они дополняют их и делают результатом совместного творчества.
Что остаётся партнёрам
В первую очередь партнёр слушает музыку. Думаю, с этим вопросов не осталось еще при разборе партнёрш. Но дальше всё ещё интереснее.

Во-вторую очередь партнёр слушает... партнёршу. Как так?
Мужчина всегда, а тем более в танце, двигается вторым номером. На это есть множество эволюционных, антропологических и прочих причин. Тем не менее, если в танце партнёр хочет быть мужественным и интересным партнёрше, то он слушает её, а только потом себя. Партнёр отвечает за создание пространства для партнёрши. Это непростая задача — раскрыть ту, с кем в данный момент танцуешь. Это требует больших интеллектуальных и физических усилий — показать партнёршу в наилучшем свете.

И напоследок, если остаётся время и силы, партнёр может успеть показать что-нибудь от себя. Но только тогда, когда он уверен, что партнёрша находится в комфорте.

Танцы — это часть жизни, и не стоит думать, что на танцполе мы настолько меняемся, что всё происходит по кардинально иным закономерностям. Скорее наоборот. Мы открываем скрытые, неосознаваемые слои нашей жизни.
Сомнительная цель танца — управлять партнёршей, водить её в какие-то фигуры и полностью забирать у неё возможность активности и самовыражения. Если кому-то это и нравится, то очень быстро надоедает. Настоящее удовольствие — в совместном творчестве. А для него нужны два творца, каждый из которых знает и чувствует, как сделать танец лучше.
Поделиться в соцсетях: